Мебель в период пост-ИКЕА: что будет дальше

В 2023 г. производство мебели в России выросло на 33% в натуральном выражении, а объем рынка увеличился до 438 млрд руб. и достиг рекордных показателей за последние 18 лет. Такой рост обусловлен тем, что сегодня отечественные бренды мебели активно занимают освободившиеся после ухода зарубежных компаний ниши, открывают новые магазины и расширяют ассортимент, предлагают готовые решения и развивают сервис.

Однако представители крупнейших игроков мебельного рынка и эксперты «Яндекса» считают, что у индустрии еще есть потенциал для роста. Для этого ее игрокам нужно найти оптимальное распределение между каналами продаж: собственным ритейлом и маркетплейсами, адаптироваться к новым запросам покупателей, а также строить свой бренд.

Посмотреть полную запись встречи можно по ссылке, а узнать, какие еще тренды, вызовы и решения существуют на мебельном рынке, ‒ в материале редакции.

Эксперты

Денис Марфутин

модератор встречи, руководитель подразделения развития e-com, «Яндекс»

Леван Тодуа

индустриальный лидер категорий DIY & Household, «Яндекс»

Яна Лютаревич

ex-директор по маркетингу, «Диван.ру»

Сергей Архипов

e-com директор, «Орматек»

Анастасия Рогачева

e-com директор, «Лазурит»

Как менялся рынок мебели и DIY

На рост отрасли в последние годы повлияли высокие показатели ввода жилья в стране и быстрая адаптация отечественных игроков как к новым запросам аудитории, так и к новым экономическим условиям. Это стало дополнительным стимулом к развитию индустрии.

На 21 %

Вырос спрос на новостройки в 2023 г.

На 9 %

Вырос спрос на вторичное жилье в 2023 г.

                     «ИКЕА ушла почти два года назад, и за это время индустрия сильно изменилась. Если раньше одна компания, по разным оценкам, занимала практически половину объема розничного рынка мебели в денежном выражении (цифры варьируются в зависимости от методологии исследования и использованных данных – прим. ред.), то сейчас распределение долей игроков стало другим. В отрасли появились новые яркие имена».


Денис Марфутин
модератор встречи, руководитель подразделения развития e-com, «Яндекс»

                     «За два года произошла перестройка индустрии по количеству игроков и производств. Российский мебельный рынок ощутимо вырос: за 2023 г. совокупная выручка компаний в отрасли увеличилась на 23%, согласно отчету Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности. На это повлияли развитие домостроения, доступность материалов и развитие тренда на ИЖС, стабильно высокий спрос на мебель. Плюс ко всему трансформировалась структура экспорта и импорта, производители перестроили логистические цепочки, что позволило им производить больше товаров и сдерживать цены, несмотря на инфляцию».

Леван Тодуа
индустриальный лидер категорий DIY & Household, «Яндекс»

                     «Главные драйверы нашего роста ‒ удобный сайт, высокое качество сервиса и скорость доставки. Другие факторы успеха ‒ хороший продукт, за который не стыдно, и профессиональное онлайн-консультирование. Все это помогает развитию узнаваемости бренда даже без колоссальных бюджетов на маркетинг».


Яна Лютаревич
ex-директор по маркетингу, «Диван.ру»

                     «В 2023 г. мы купили площади, открыли новый для нас формат ‒ собственный гипермаркет. Он мультибрендовый, но самая большая площадь предусмотрена под «Лазурит».


Анастасия Рогачева
e-com директор, «Лазурит»

Новый клиент

В течение двух лет менялась не только структура рынка, но и целевая аудитория. В потребительском поведении можно выделить несколько ярких трендов: поиск образов, а не конкретных товаров, делегирование ремонта и покупки мебели специалистам, открытость к новым брендам и более вдумчивый подход к тратам.

25 %

Пользователей покупают мебель, чтобы что-то изменить и просто освежить интерьер (по данным компании «Яндекс»)

50 %

Обновляют мебель каждые три–пять лет (по данным компании «Яндекс»)

12 дней

Средний срок от начала поиска до покупки мебели (по данным компании «Яндекс»)

25 %

Всего объема продаж приходится на онлайн, это один из самых высоких показателей среди всего ритейла

                     «По нашим данным, сейчас больше 80% всех поисковых запросов в индустрии связаны с желанием вдохновиться и сравнить визуальные образы. У большей части пользователей нет сформированной идеи, поэтому они стараются определиться со стилем и дальше отталкиваться от него в поиске мебели. На первый план выходят комфорт и удобство. Люди пробуют новое, в процессе выбора 60% из них готовы рассматривать незнакомые бренды. Если сравнить с другими категориями, это значительная часть».

Леван Тодуа
индустриальный лидер категорий DIY & Household, «Яндекс»

                     «Сейчас все больше людей делегируют разработку проекта квартиры и покупку предметов интерьера профессионалам. Зачастую все товары заказывает дизайнер, а клиент иногда даже не участвует в этом процессе. Чтобы развивать направление, мы вкладываемся в сотрудничество и активно повышаем узнаваемость бренда как среди дизайнеров, так и среди покупателей. Конечно, адаптируем и сайт, разрабатываем личный кабинет и систему вознаграждений для специалистов».

Яна Лютаревич
ех-директор по маркетингу, «Диван.ру»

                     «На самом деле потребитель изменился несильно, но за счет появления большего количества предложений из низкоценового сегмента на маркетплейсах он начал задумываться о том, стоит ли ему приобретать товары дороже. Однако за ценой всегда стоит качество и себестоимость изделий, поэтому покупатель зачастую выбирает стратегию отслеживания акций и скидок у производителей и ритейлеров».

Сергей Архипов
e-com директор, «Орматек»

Работа с брендом

Последние годы рынок активно адаптируется под омниканальность. Компании стремятся развивать несколько площадок: офлайн-магазины, собственный e-com и торговлю через маркетплейсы. Выбор приоритетного канала для продаж зависит от целей компании, но построение бренда оказывается важным при любой стратегии.

4 из 5

Покупателей выбирают знакомый бренд магазина для покупки мебели онлайн (по данным компании «Яндекс»)

64 %

Начинают выбор мебели в интернете (по данным компании «Яндекс»)

33 %

Покупателей не уверены в своих предпочтениях и знают только общие характеристики товара, который хотят приобрести (по данным компании «Яндекс»)

                     «Те, кто только начинают или планируют заходить на рынок мебели, должны в первую очередь посчитать unit-экономику: сколько товаров они готовы производить, сколько средств вложить. Работа с брендом ‒ это не моментальная отдача, сначала нужно инвестировать, затем ‒ следить за работой производства и логистики».

Сергей Архипов
e-com директор, «Орматек»

                     «В первую очередь важно обеспечить определенный объем продаж, далее ‒ развивать бренд. Упор на розницу и собственный e-com позволит максимально закрыть потребности бизнеса».

Анастасия Рогачева
e-com директор, «Лазурит»

                     «Ценности компании и элементы позиционирования можно донести только через собственные площадки, поэтому мы хотим развивать свой бренд. Такой подход в перспективе позволяет сократить расходы на маркетинг. Человек всегда делает выбор в пользу того производителя, которого он знает и которому доверяет».

Яна Лютаревич
ex-директор по маркетингу, «Диван.ру»

Блиц-интервью с участниками дискуссии

Другие встречи

Идем на восток: будущее foodretail в регионах

Fashion

Бытовая техника
и электроника

Финансы

Другие встречи

Идем на восток: будущее foodretail в регионах

Fashion

Бытовая техника и электроника

Финансы