За прошлый год совокупный оборот продуктовых ритейлеров в России составил 22,7 трлн руб. К 2030 г., по экспертным оценкам, он может увеличиться до 29,5 трлн руб. При этом выручка десяти крупнейших сетей продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) на текущий момент уже выросла на 14,1% – до 9,1 трлн руб. ‒ и составила около 40% от всего объема рынка.
На закрытом мероприятии «Ритейл: в мире e-commerce и за его пределами» топ-менеджеры крупнейших компаний и специалисты «Яндекса» обсудили будущее рынка и перспективные направления развития. Среди них – поиск баланса между онлайн- и офлайн-продажами, необходимость расширять линейку СТМ (товаров, выпущенных под собственной торговой маркой), выход в новые регионы и работа с локальными поставщиками, а также создание устойчивой стратегии управления персоналом и укрепление HR-бренда на местах.
Посмотреть полную запись мероприятия можно по ссылке, а изучить мнение редакции о трендах в мире FMCG – в материале.
Эксперты

Денис Марфутин
модератор встречи, руководитель подразделения развития e-com, «Яндекс»

Виктория Лузгина
индустриальный лид категории FoodRetail, «Яндекс»

Анна Платова
лидер по онлайн-маркетингу, «ВкусВилл»

Никита Герц
директор, «Магнит Фудтех»

Евгений Чечеткин
коммерческий директор, X5 Digital
Открывая новые города
Развитие бизнеса в регионах – один из приоритетов для всех лидеров рынка. В планах федеральных сетей – открытие торговых точек в офлайне, увеличение количества дарксторов, а также более тесное сотрудничество с локальными поставщиками, изучение и учет потребностей региональных покупателей.
124 176
Число магазинов крупных продуктовых сетей по состоянию на 1 января 2024 г.
900 млн руб.
Составляет рынок онлайн-продаж продуктов в России
39 %
Запросов покупателей в продуктовом ритейле касаются продуктов с коротким сроком годности
«Многие агентства свидетельствуют о росте покупательской способности FMCG-товаров в регионах. Для сравнения: рост продаж FMCG в Сибири и на Дальнем Востоке составил 16%, а в Центральных регионах – 7%. Это достаточно большая разница. Кроме того, мы видим, что 45% жителей регионов, по итогам нашего опроса, не пользовались доставкой в первом квартале 2024-го. То есть потенциал там действительно огромный».

Виктория Лузгина
«Яндекс» «Наш
ассортимент преимущественно представлен товарами с коротким сроком хранения, поэтому мы
стараемся развивать проект «Региональные полки». По стране ищем поставщиков, которые
смогут предоставить классные продукты под нашей собственной торговой маркой (СТМ), но
уже далеко от Москвы».

Анна Платова
«ВкусВилл» «Супермаркетов
в регионах не так много. И «Перекресток» в части городов – единственный магазин, где
можно получить доступ к экзотическим фруктам, например к манго или папайе. Где-то мы
являемся основным поставщиком этих товаров».

Евгений Чечеткин
X5 Digital«В Москве большой спрос на локальные продукты (из конкретного региона или области – прим. ред.). Люди любят покупать у региональных поставщиков товары из категории ultra-fresh (продукты с очень коротким сроком хранения) и овощи. Поэтому мы сейчас пробуем продавать товары из одного региона в других. Будем смотреть, как это сработает».

Никита Герц
«Магнит Фудтех»Локальные сети – интересные идеи
Федеральные сети не только активно выходят в регионы и открывают там новые торговые точки, но и активно сотрудничают с региональными поставщиками, развивая тренд на локальную продукцию в столицах. Крупнейшие ритейлеры внимательно изучают местных игроков, их подходы и фишки. Порой успешная региональная сеть приобретается федеральной и становится ее частью. Чтобы выдерживать конкуренцию и привлекать новых покупателей, локальные игроки используют нестандартные решения как в сфере развития бизнеса, так и в продвижении. Среди наиболее ярких примеров участники рынка назвали работающую в Краснодарском крае сеть «Табрис», екатеринбургский «Жизньмарт», иркутскую «Слата», «Красный Яр».
«Мы
рады, что появляются такие сильные региональные сети. Многие из них, кстати, были у нас
на стажировках. Видим, как они пробуют применять наши «фишки» в разных
городах, куда мы еще не дошли».

Анна Платова
«ВкусВилл»«Мы с прошлого года активно работаем с региональными сетями и видим: не все игроки хотят развиваться, менять подходы, выходить на новый уровень, не у всех есть онлайн, в то время как за онлайном – будущее. В регионы сейчас выходят федеральные сети с большим объемом инвестиций и бюджетами на рекламу. Чтобы конкурировать с лидерами отрасли, у региональных сетей должна быть своя «фишка».

Виктория Лузгина
«Яндекс»«Я рад, что у нас есть предприниматели, которые не боятся идти против крупных игроков, развивать локально и продукты, и СТМ, и готовую еду. Тот же «Жизньмарт» похож на 7-Eleven, который очень развит в Америке и в Азии. У них очень много готовой еды, self-service (системы самообслуживания), все максимально автоматизировано. Такие игроки нас драйвят, показывают, с каким клиентским опытом мы должны выходить, к примеру, на Урал». То есть потенциал там действительно огромный».

Никита Герц
«Магнит Фудтех»Работа с кадрами – залог успеха
Индустрия ритейла зависит от дефицита кадров больше, чем многие другие отрасли экономики. Сейчас на рынке не хватает курьеров, сборщиков, работников склада и продавцов-консультантов. При этом сегодня рынок труда – это рынок соискателей, он активнее, чем когда-либо. Когда человек ищет работу курьера или сборщика, из-за высокого спроса он быстро находит подходящую вакансию. И потому крайне важно оперативно нанимать кандидатов: у работодателя есть максимум неделя от первой коммуникации с потенциальным сотрудником. Кроме того, чтобы привлечь персонал на высококонкурентном рынке, федеральным сетям необходимо обеспечивать не только достойную оплату труда, но и предлагать соцпакет и другие дополнительные опции. Учитывая, что чем лучше сервис в е-com, тем более лояльны к бренду его клиенты, компании должны уделять вопросу поиска персонала не меньше времени, чем привлечению покупателей. В том числе с помощью рекламы, которую также активно используют. Так, за первое полугодие 2023 г. объем инвестиций в рекламу вакансий для «синих воротничков» вырос почти в пять раз по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. За этот же период реклама на поиске помогла увеличить число обращений от соискателей более чем в два раза в сравнении с прошлым годом (данные «Яндекса»).
80 000 руб.
Средний доход курьера (по данным компании «Яндекс»)
200 000 курьеров
Не хватает рынку на сегодняшний день
На 34 %
Вырос спрос на курьеров зимой 2023-2024 гг.
20 заказов
В среднем доставляет один курьер за день
«Необходимо строить свой HR-бренд, доносить до потенциальных соискателей, кого вы готовы взять на работу, почему человек должен прийти к вам, а не к вашему конкуренту».
